Оптические иллюзии — сложное явление, которое еще не раскрыло всех своих секретов. В недавнем исследовании ученые использовали мозг мух. По их словам, это идеальная площадка для детального изучения пути визуальной информации.
Муха воспринимает движение в статичных изображениях
Оптические иллюзии — это искажения восприятия. Существует несколько типов, но сами неврологи все еще имеют слишком мало информации, чтобы объяснить, как они работают на уровне мозга. В прошлом эксперименты на обезьянах выявляли верхние срединные височные области, область мозга, вовлеченную в оптические иллюзии. В 1912 году появилась психология формы (или гештальт-теория), объясняющая принципы человеческого восприятия.
Группа исследователей под руководством Дэймона Кларка из Йельского университета (США) опубликовала исследование в журнале
Ликвидировать иллюзию движения
В рамках своих исследований авторы исследования изучили различные типы нейронов, которые играют роль в детектировании движения. Затем они обнаружили тот же феномен, что и у обезьян, а именно то, что иллюзорное движение было воспринято как очень реальное. Затем исследователи выборочно отключили или включили некоторые нейроны, чтобы нарушить восприятие мух. В центре внимания были два конкретных типа нейронов (Т4 и Т5). Деактивация этих нейронов помогла устранить иллюзию движения. Кроме того, деактивация одного из двух нейронов создала зеркальное восприятие движения.
Ученые объяснили, что человеческий мозг имеет те же механические компоненты, что и его модель у мух. В другом этапе исследования приняли участие одиннадцать человек-добровольцев, которым рассматриваемая модель была адаптирована с использованием светлых или темных краев. В зависимости от результатов можно манипулировать величиной и направлением восприятия.
Очевидно, что человеческое зрение сильно отличается от зрения мух. Однако эти идентичные механизмы, возможно, произошли от общего предка. Исследователи объясняют, что последний общий предок мух и людей жил полмиллиарда лет назад. Однако оба вида эволюционировали со схожими стратегиями восприятия движений. Кроме того, исследование, включающее такого рода сравнение, может дать лучшее понимание зрительной системы человека.