Международная группа ученых провела два эксперимента. Для первого отобрали 39 взрослых здоровых мужчин. Исследователи измерили мозговую активность каждого добровольца методом позитронно-эмиссионной томографии, а затем ввели их в состояние наркоза с помощью пропофола или дексмедетомидина.
Во втором эксперименте ученые проделали то же самое. Но активность мозга 37 добровольцев измерили во время фазы медленного сна, а не наркоза. В середине каждого эксперимента испытуемых будили, чтобы опросить. Нейробиологов интересовало, осознавали ли добровольцы происходящее вокруг во время сна или наркоза, а также их субъективные переживания в процессе экспериментов. Результаты работы опубликовали в журнале JNeurosci.
Изменения показали активность сети, состоящей из таламуса, передней и задней поясной коры и угловых извилин. Эти области демонстрировали меньший приток крови, когда участник отключался, и больший — когда его будили. Паттерн оказался верен как для сна, так и для наркоза. Он также не зависел от веществ, которые вводили добровольцам из первой группы, и их концентрации. Это доказывает, что сеть императивна для человеческого сознания и на изменения состояние сознания влияют не только сон и препараты.
[shesht-info-block number=1]
«Попытка понять биологическую основу человеческого сознания сегодня считается одной из самых больших проблем нейробиологии», — отметили авторы исследования. По их словам, выводы предыдущих исследований были спутанными из-за воздействия на испытуемых наркотических препаратов, поведенческой «невосприимчивости» и внутренне генерируемого сознания, а также сравнения уровней активности мозга между разными состояниями.
«Мы представили исследование, которое преодолевает многие недочеты ранних работ и впервые раскрывает нейронные механизмы, лежащие в основе человеческого сознания и его отрыва от поведенческой реактивности — как во время анестезии, так и во время нормального сна, и у одних и тех же испытуемых», — подытожили ученые.