Окрашивание тканей берет свое начало с доисторических времен — для этого использовали красители, получаемые как из растительных, так и из животных источников. Почему цвет тканей важен? Дело в том, что он дает представление о различных аспектах древних сообществ, включая технологические достижения, моду, социальную структуру общества, сельское хозяйство и торговые связи. Но в археологических памятниках текстиль встречается крайне редко: как любой органический материал, он подвержен быстрому разложению, а для его сохранения требуются особые условия, чтобы предотвратить разрушение микроорганизмами.
И такие условия удивительным образом сложились в древнем районе долины Тимна — впадины на юге пустыни Арава, в 25 километрах на север от города Эйлат (современный Израиль). Начиная с 2013 года там идут раскопки в рамках проекта «Центральная долина Тимны». Тимна принадлежала к исторической области под названием Идумея (Эдом) и была центром добычи меди — нефти железного века: ее плавка требовала знаний и умений, а те, кто владел ими, считались ценными специалистами того времени. И именно там, в районе «Холма рабов», археологи обнаружили десятки фрагментов древнего разноцветного текстиля из шерсти.
Расположение «Холма рабов» (долина Тимна) и других археологических памятников железного века / naturalearthdata.com
Ученые из Управления древностей Израиля и Университета имени Бар-Илана сосредоточились на технологии окрашивания. Для идентификации органических красителей трех кусков ткани они применили метод жидкостной хроматографии высокого давления, при котором подвижной фазой служит жидкость, движущаяся через хроматографическую колонку. В итоге авторы исследования выяснили, что обнаруженный ими текстиль был окрашен в настоящий фиолетовый цвет, также известный как королевский пурпурный. Этот краситель получали из железы, расположенной рядом с прямой кишкой трех видов моллюсков, обитающих в Средиземном море, путем сложного и многоступенчатого процесса дистилляции, который продолжался несколько дней.
Раковины трех видов тропических морских брюхоногих моллюсков Murex. Слева направо: S. haemastoma, Н. trunculus и B. brandaris / Шахар Коэн
Это было поистине сложно: сбор моллюсков и извлечение их железы требовали знания биологии и гораздо больших усилий, чем сбор растений в поле. Вдобавок окрашивать ткани нужно было рядом с местом происхождения моллюсков, так как свежесть материала сильно влияла на результат. Существовала и имитация пурпура — его производили с применением более дешевых материалов.
Однако уникальность настоящего пурпура в том, что он не тускнеет и имеет оттенки от пурпурно-красного до фиолетово-синего. Ввиду всего этого королевский пурпур во многих древних обществах считался самым престижным красителем для текстиля и ассоциировался с царственностью и богатством.
Фрагмент шерстяного текстиля, который украшен нитками, окрашенными королевским пурпуром, примерно 1000 год до нашей эры, долина Тимна, Израиль / © Дафна Газит, Управление древностей Израиля
Поскольку технологию пурпурного окрашивания мы больше не практикуем, знания о нем основаны главным образом на текстовых источниках, таких как работы древнеримского писателя Плиния Старшего. Экспериментальное окрашивание также дает представление о древней технологии.
Шерстяная нить из двух скрученных прядей с розово-пурпурным краем / © Дафна Газит, Управление древностей Израиля
Предполагается, что пурпур впервые получили в Финикии еще в 1570 году до нашей эры. О том, что им окрашивали ткани в Южном Леванте в железном веке, говорится во многих христианских и еврейских текстах, в том числе упоминающих Храм Соломона — одну из важнейших построек третьего еврейского царя, который правил объединенным Израильским царством в период его наивысшего расцвета и был сыном царя Давида. Но находка израильских ученых уникальна: радиоуглеродное датирование подтвердило, что обнаруженные куски текстиля датируются примерно 1000 годом до нашей эры, эпохой Давида и Соломона.
Одно из волокон под поляризационным микроскопом / © Наама Сукеник
«Это первые куски ткани, окрашенные пурпуром, когда-либо найденные со времен Давида и Соломона. В древности пурпурное одеяние ассоциировалось со знатью, священниками и, конечно, с царской семьей. Великолепный оттенок и тот факт, что он не тускнеет, а также сложность производства красителя, который в ничтожных количествах содержится в теле моллюсков, — все это сделало его самым ценным, а стоил он порой дороже золота. Прежде мы встречали только остатки раковин моллюсков и черепки с пятнами пурпура, которые говорили о существовании его производства в железном веке. Но впервые у нас есть прямые доказательства самих окрашенных тканей 3000-летней давности», — рассказывают ученые. Их работа опубликована в журнале PLOS One.
Кроме того, по словам археологов, в одном из найденных фрагментов ткани им удалось идентифицировать метод двойного окрашивания, когда использовали сразу два вида моллюсков для обогащения красителя. Эту технологию как раз описывал Плиний Старший.
[shesht-info-block number=1]
«Новые находки подтверждают наше предположение о существовании в Тимне элиты, что говорит о стратифицированном обществе. Кроме того, поскольку моллюски обитали в Средиземном море, это общество, очевидно, поддерживало торговые связи с другими народами, которые жили на прибрежной равнине. Однако у нас нет свидетельств каких-либо постоянных поселений на территории идумеев, ведь в раннем железном веке Идумея была царством кочевников. А когда мы думаем о кочевниках, нам трудно избавиться от сравнений с современными бедуинами, поэтому и сложно представить королей без великолепных каменных дворцов и обнесенных стенами городов. Тем не менее при определенных обстоятельствах кочевники тоже были способны создавать сложную социально-политическую структуру, которую библейские авторы могли бы определить как царство», — подытожили исследователи.