Как пишет портал NASASpaceflight, на острове Мерритт во Флориде, США, кипит работа. Специалисты Exploration Ground Systems (EGS) с нетерпением ждут прибытия центрального блока лунной ракеты и выполняют необходимые приготовления. Основные испытания первой ступени Space Launch System (SLS) завершились 18 марта. На тестовом стенде B-2, который помнит еще рокот двигателей F-1, создаваемых для легендарного Saturn V, она отработала более 500 секунд в разных режимах — даже больше, чем потребуется в реальном полете.
Теперь все системы ступени проверят еще раз и подготовят к транспортировке из Космического центра имени Джона Стенниса в Миссисипи в Космический центр Кеннеди во Флориде. Там, в колоссальном здании вертикальной сборки, ее ждут оба твердотопливных ускорителя. Их сборка полностью завершена, осталась только небольшая часть работы по их закреплению на мобильной пусковой платформе (ML-1). Это подвижная часть стартового комплекса, которая с помощью сверхтяжелого гусеничного транспортера доставит полностью собранную ракету на пусковую площадку LC-39B. Аналогичную схему использовали при полетах Saturn V, Space Shuttle и сейчас применяют при запусках Atlas V.
25.5 MILLION POUNDS
The weight which has been placed on top of Crawler Transporter 2 as it makes passes down the crawlerway in preparation for @NASA_SLS and the launch of #Artemis 1. This is the heaviest weight that has ever been placed on the crawlerway at @NASAKennedy. pic.twitter.com/WZvC1ROCY1
— NASA's Exploration Ground Systems (@NASAGroundSys) March 19, 2021
Короткое видео «крадущегося» гигантского транспортера (Crawler Transporter 2), которому предстоит перевезти мобильную пусковую платформу (ML-1) с полностью собранной Space Launch System. То есть, более 11,5 тысячи тонн суммарно / ©NASA’s Exploration Ground Systems, Twitter
Помимо твердотопливных ускорителей, к первому полету практически готовы почти все остальные системы лунной ракеты. Остались лишь процедуры, которые буквально запускают таймер обратного отсчета. Например, заправка гелием систем наддува баков с горючим капсулы Orion — гарантийный срок эксплуатации емкостей составляет всего год, поэтому лучше их наполнять как можно позднее. Так в случае очередных задержек не придется заменять баки на уже готовом корабле.
На территории Космического центра Кеннеди, в здании обслуживания множественных полезных нагрузок (MPPF), своего часа ждут сразу два ключевых компонента: полностью собранный космический корабль Orion (капсула, защитный тепловой экран и служебный модуль), а также разгонный блок (вторая ступень) ICPS. Несмотря на высокую степень готовности, с ними предстоит выполнить немало процедур. И последовательность всех действий необходимо продумать заранее.
Оба твердотопливных ускорителя SLS уже установлены в здании вертикальной сборки Космического центра Кеннеди / ©NASASpaceflight, Stephen MarrОба твердотопливных ускорителя SLS уже установлены в здании вертикальной сборки Космического центра Кеннеди / ©NASASpaceflight, Stephen MarrЗдание вертикальной сборки (VAB) в Космическом центре Кеннеди во время его переоборудования для нужд программы «Артемида» и ракеты SLS / ©The Planetary Society, Jason Davis
Еще до проведения финальных испытаний центрального блока SLS, 16 марта, начались работы по заправке космического корабля техническими жидкостями. Эти процедуры продлятся до мая и включают в себя загрузку:
примерно 5400 килограммов тетраоксида азота (окислитель) в сервисный модуль;около 3600 килограммов монометилгидразина (горючее) в сервисный модуль;36 килограммов аммиака (хладагент) в сервисный модуль;гелия в системы наддува баков сервисного модуля и обитаемой капсулы;неуточненного количества гидразина (однокомпонентное топливо) в капсулу.
Как только это будет сделано, собранный, заправленный и еще несколько раз проверенный Orion перейдет в руки специалистов по установке системы аварийного спасения (САС, LAS). В соседнем с MPPF здании на корабль установят защитные панели обтекателя и башню с твердотопливным ускорителем, который в случае необходимости оторвет пилотируемую капсулу от ракеты и уведет на безопасное расстояние.
Космический корабль Orion в составе капсулы, сервисного модуля и защитного теплового экрана покидает цех сборки и проверки имени Нила Армстронга (O&C) 14 января 2021 года, чтобы «поселиться» на несколько месяцев в здании обслуживания множественных полезных нагрузок (MPPF). В этот момент юридически он стал собственностью не производителей (Lockheed Martin — щит и капсула, Европейское космическое агентство (ESA) — служебный модуль), а наземных служб NASA в Космическом центре Кеннеди (Exploration Ground Systems) / ©NASA, Ben SmegelskyВнутри здания обслуживания множественных полезных нагрузок (MPPF): справа — космический корабль Orion в сборе, слева на поддерживающей структуре, похожей на бочку — разгонный блок (вторая ступень) Interim Cryogenic Propulsion Stage (ICPS). Одновременное присутствие двух столь крупных объектов в MPPF явление незапланированное и весьма проблемное. Разгонный блок пришлось переместить в цех NASA, поскольку его производитель (United Launch Alliance) уже не мог держать ступень на своей площади. Задержки всей программы SLS привели к тому, что ULA продержали ICPS у себя и так довольно долго. Инженерам в MPPF пришлось здорово поломать голову, как обеспечить безопасность на своей площади, но это удалось сделать. Проблема только одна — пока из цеха не уберут вторую ступень, корабль из него извлечь нельзя / ©NASA, Glenn BensonInterim Cryogenic Propulsion Stage (ICPS) на временной поддерживающей структуре, похожей на бочку. Этот разгонный блок должен вывести космический корабль Orion на окололунную орбиту / ©NASAПереходник между служебным модулем Orion и разгонным блоком ICPS. Хорошо видны диспенсеры для микроспутников. После отделения космического корабля от второй ступени, она высвободит кубсаты / ©NASA, Glenn Benson
Отдельная головная боль при подготовке первого полета по программе «Артемида» — Artemis-1, — это попутная полезная нагрузка. На переходник между ICPS и «Орионом» установлены диспенсеры для сброса микроспутников, а в саму капсулу корабля поместили несколько экспериментов. И если последние разрабатывало NASA, то кубсаты делали сторонние научно-исследовательские организации. Пока спешки нет, но из-за коронавирусных ограничений и прочих факторов большинство аппаратов задерживается. Будет странно, если старт эпохальной миссии снова отложат из-за такой побочной мелочи.
[shesht-info-block number=1]
По срокам пока никакой конкретики в долгосрочной перспективе нет. Несмотря на проволочки с тестированием центрального блока SLS, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США до сих пор не перенесло сроки первого полета лунной ракеты — конец этого года. Хотя, учитывая десятимесячный цикл сборки носителя, взлетит он, скорее всего, не ранее марта 2022-го. Но надежда всегда остается, хотя и о главном принципе космонавтики забывать не стоит: лучше перестраховаться, чем потом сожалеть (better safe than sorry).