Мы живем в эпоху, когда угрозы пандемий стали новой реальностью. Ученые предупреждают, что единичный смертельный вирус может появиться внезапно и быстро распространиться по миру, независимо от границ между странами или социального и экономического положения населения. Еще в 2018 году Всемирная организация здравоохранения опубликовала список патогенов, которые способны вызвать пандемию, включив в него загадочную «болезнь Х» — неизвестный на тот момент патоген. Но, несмотря на активное привлечение инвестиций в профилактику эпидемий и знаний, полученных во время предыдущих вспышек (например, коронавируса SARS-CoV, вируса Эбола и вируса Зика), мир оказался не готов к пандемии Covid-19, которая унесла жизни свыше 2,8 миллиона человек.
Но SARS-CoV-2 — лишь одна из множества потенциальных угроз. Всего науке известно чуть более 250 зоонозных вирусов, которые изначально возникли у животных, а впоследствии передались людям. По оценкам ученых, еще порядка 1,67 миллиона неописанных вирусов существуют у млекопитающих и птиц, а около половины из них способны перейти к человеку. И, чтобы уточнить риск их передачи, американские ученые разработали платформу с открытым исходным кодом — SpillOver.
[shesht-info-block number=1]
«Открытие новых вирусов предоставляет множество данных, но без указаний на то, где сосредоточить усилия для предотвращения распространения патогенов, способных привести к будущим эпидемиям и пандемиям. Необходима стратегия для оценки вирусов и выявления наиболее опасных для дальнейшего исследования и наблюдения», — пишут ученые в статье, опубликованной в журнале PNAS. Риск, который каждый патоген представляет для здоровья человека, неодинаков, одни могут быть зоонозными, другие — нет. Тем не менее несколько факторов, связанных с вирусом, его хозяином (организмом, в котором вирус живет и размножается), окружающей средой (местом, где живет хозяин) и поведением человека влияют на вероятность того, что патоген станет зоонозным и распространится в человеческой популяции.
«Мы определили факторы риска хозяина, вируса и окружающей среды, способствующие распространению зоонозов. Затем мы разработали структуру ранжирования рисков и интерактивную веб-платформу SpillOver. Используя данные тестирования 509 721 образца от 74 635 животных, взятых в рамках проекта USAID Emerging Pandemic Threats по выявлению вирусов, и общедоступные отчеты об обнаружении вирусов по всему миру, мы оценили потенциал распространения 887 вирусов дикой природы. В список 12 главных включили известные зоонозы, в том числе SARS-CoV-2. Несколько недавно обнаруженных вирусов дикой природы, как оказалось, имеют более высокий риск распространения среди людей, чем известные патогены», — рассказали авторы работы.
Так выглядит топ-10 зоонозных вирусов при ранжировании по миру. Вирус Ласса, коронавирус SARS-CoV-2, вирус Эбола, вирус Сеул, вирус Нипах, вирусный гепатит Е, вирус Марбург, вирус обезьяньего иммунодефицита, рабивирус (бешенство), лимфоцитарный хориоменингит (острый серозный менингит Армстронга) / © SpillOver
Всего SpillOver учитывает 32 фактора риска, связанных с вирусом и носителями, а также включает 25 различных вирусных семейств — от коронавирусов до филовирусов, к которым относится эболавирус. Преимущество платформы в том, что у нее открытый исходный код: чем больше данных вводится, тем надежнее рейтинг. Подраздел «Сравнение рисков» позволяет пользователям сравнивать и ранжировать патогены, а также фильтровать их по набору ключевых атрибутов, таких как виды вируса, виды-хозяева и страну обнаружения. «SpillOver призван начать глобальное обсуждение, которое позволит выйти далеко за рамки того, что мы думали о ранжировании вирусов в прошлом, и будет способствовать научному сотрудничеству в режиме реального времени для раннего выявления новых угроз», — отметила Йонна Мазет, профессор Школа ветеринарной медицины Калифорнийского университета в Дэвисе, директор-основатель One Health Institute.
[shesht-info-block number=2]
SARS-CoV-2 сейчас занимает второе место из 887 проанализированных патогенов — после вируса Ласса, острого инфекционного заболевания из группы вирусных геморрагических лихорадок с природной очаговостью. Хотя это может показать нелогичным, учитывая масштабы пандемии, ученые объяснили, что сервис оценивает риски независимо от реальности или истории. Плюс до сих пор не ясно, кто был изначальным хозяином SARS-CoV-2. По мере поступления новой информации о возбудителе Covid-19 он еще может переместиться на первую строчку.