Работа опубликована в журнале Frontiers in Medicine. Секененра Таа II был фараоном в Древнем Египте в 1558-1553 годах до нашей эры. Он правил в так называемом Верхнем Египте, в то время как районы Среднего Египта и Дельты (Нила) находились в подчинении азиатских захватчиков гиксосов. Они держали власть в стране около века, и борьбу с ними, как полагают ученые, начал именно Секененра.
Вероятно, он и погиб вследствие одного из таких вооруженных конфликтов, хотя есть версия, что его убили в результате дворцового заговора, во сне. А вот сам факт убийства неоспорим, поскольку на мумии присутствуют многочисленные травмы, не имеющие заживления при жизни.
[shesht-info-block number=1]
Мумию фараона, кстати, нашли еще в 1880-х годах. С тех пор ее изучали многие египтологи, в том числе было проведено рентгеновское исследование в 1960-х. Ученые пришли к выводу, что Секененра получил несколько серьезных травм головы: других ран на теле не выявили. Предполагалось также, что бальзамирование происходило в спешке, о чем свидетельствовала плохая сохранность мумии.
Мумия Секененра Таа II / ©Frontiers in Medicine
Ученые из Каирского университета (Египет) провели компьютерную томографию мумии Секененры, что позволило узнать новые подробности о его гибели. Они считают, что в момент смерти у фараона были связаны руки за спиной — это лишало его шансов на защиту.
[shesht-info-block number=2]
Поэтому версия о гибели во сне, вероятно, ошибочна. Скорее всего, фараон участвовал в битве, а затем попал в плен и был казнен. Кроме того, исследователи полагают, что удары несчастному царю наносил не один человек, а несколько — с разных углов и при помощи разного оружия. Все это, по мнению ученых, очень похоже на церемониальную казнь.
Помимо этого, авторы работы установили возраст, в котором погиб фараон, — около 40 лет. То, что все эти подробности оставались вне поля зрения прошлых исследований, связано с тем, что мумию Секененры умело забальзамировали, а следы преступления скрыли. Поэтому бальзамирование, вероятно, происходило вовсе не в спешке, а напротив, с большой аккуратностью и вниманием. Скорее всего, это делали в королевской мастерской.