Под Нижним Новгородом компания «Космокурс» — созданная в 2014 году для разработки ракетно-космической техники и организации туристических суборбитальных полетов — должна была построить первый в России частный космодром и многоразовый космический комплекс. Однако, судя по всему, своих Blue Origin и Virgin Galactic, а тем более SpaceX нашей стране не видать. Как рассказал в комментарии РИА Новости гендиректор «Космокурса» Павел Пушкин, проект пришлось приостановить.
Препятствием, по его словам, стала хорошо известная всем бюрократия, из-за которой согласовать даже начальный этап строительства космодрома — санитарно-защитные зоны — не удалось, хотя договаривались об этом еще год назад. Документы отправили в нижегородский институт Роспотребнадзора, Федеральное медико-биологическое агентство и сам Роспотребнадзор. Ответа разработчики так и не получили.
«По космодрому ничего не согласовывается. Все друг на друга кивают. По технике мы многое проработали, но в таких условиях остановили работы», — заявил Пушкин.
Казалось бы, в таком должен содействовать «Роскосмос», но, как отметил гендиректор компании, ведомство не может вмешиваться в согласование экологических норм, а министерства Нижегородской области помогать не хотят. Возникли проблемы и с проектированием ракеты для туристических полетов, поскольку Министерство обороны два года не выдает нормативную документацию.
«Эту документацию ведомство готово давать исполнителю только в случае, если они являются заказчиком. По нашему проекту, естественно, они не являются заказчиком. То есть они все правильно говорят с юридической точки зрения. <...> В этом году компания Blue Origin должна запустить первого туриста, Virgin Galactic — тоже. А у нас в стране до сих пор не верят в техническую возможность таких полетов, мы на уровне папуасов. Сейчас американцы полетят, а мы этот потенциальный рынок потеряем», — возмутился Пушкин.
Фейсбук-страница Павла Пушкина
Кто инвестор? В 2018 году в интервью ТАСС Пушкин так отвечал на этот вопрос: «Инвестор один, и проект профинансирован. Много инвесторов — это плохо, потому что каждый будет тянуть одеяло на себя. Наш инвестор не компания, а частное лицо, бизнесмен, крупный машиностроитель, который хочет этим заниматься — это его мечта и желание заниматься космосом. Инвестора назвать не могу, поскольку он не хочет, чтобы его называли. Почему? Этого я не знаю, возможно, он просто скромный человек».
Единственный проект «Космокурса», на реализацию которого еще есть надежда, по версии Пушкина, — сверхлегкая ракета грузоподъемностью до 500 килограммов. Сейчас на ее разработку ищут заказчика — коммерческого или федерального.
[shesht-info-block number=2]
По информации РИА Новости, власти Нижегородской области не в курсе, что инвестор отказался от проекта космодрома. В пресс-службе Министерства имущественных и земельных отношений агентству заявили, что сейчас рассматривают варианты с участком.
Первый полет корабля с космическими туристами хотели осуществить в 2025 году. Он бы продлился 15 минут, при этом порядка пяти из них туристы пребывали бы в невесомости. Стоимость такого путешествия — около 200-250 тысяч долларов. Космический комплекс, как предполагается, должен состоять из ракеты-носителя и суборбитального космического аппарата, разделяющихся на 141 секунде полета при достижении высоты 66,4 километра. И корабль, и ракету хотели создать многоразовыми.
[shesht-info-block number=1]
О том, что бюрократия мешает реализации планов покорения космоса, Пушкин говорит не впервые. Так, более полугода назад он написал на своей фейсбук-странице: «Мы завязли в разработке обоснований для прохождения различных процедур. Какая тут роль Нижегородской области и их правительства? А практически никакая. Мы все делаем в соответствии с законодательством. Многие вопросы вообще федерального уровня, и область получит только заключения на руки. Разбираться в хитросплетениях взаимодействия ведомств тоже приходится самим. Хотя область и старается в меру сил, за что ей большое спасибо. Значит тут велика роль «Роскосмоса»? Да ее вообще нет. Нормативку они нам выдать не могут. Часть нормативки им не принадлежит, остальной, как оказалось, не существует. По вопросам согласования космодрома они нам сказали, что сам умеют только работать в рамках постановления президента или премьер-министра. И вообще, они нам всячески сочувствуют, но помочь ничем не могут. Зато есть замечательные советы вроде «бросить это дело и не париться». Короче, обосновываем мы выхлоп каждого дизель-генератора на космодроме, канализацию и прочие штуки. Сами планы космодрома давно готовы».