Соединенные Штаты получили последние шесть российских ракетных двигателей РД-180. Прежде чем передать их, компании Pratt & Whitney, United Launch Alliance и РД АМРОСС совместно с NASA и ВВС США провели внешний осмотр изделий. Кроме того, специалисты проверили запасные части и приспособления, а также сопроводительные документы.
Всего за 20 лет сотрудничества НПО «Энергомаш» поставило американцам 122 товарных двигателя РД-180.
Двигатель РД-180 на испытательном стенде в Космическом Центре Маршалла (США) / ©wikipedia
Жидкостный ракетный двигатель РД-180 разработали в НПО «Энергомаш» в середине 90-х годов на базе советского РД-170. Двигатель предназначен для ракет-носителей Atlas III (снята с эксплуатации) и Atlas V, где он нашел свое применение на первой ступени. На второй ступени Atlas V устанавливают изделия американской разработки.
Вывоз Atlas V на стартовый стол перед запуском AEHF-4 / ©thealphacentauri
Помимо РД-180, Россия поставляет американцам РД-181 для ракет Antares. Компания Orbital Sciences Corporation использует носитель для запуска своих беспилотных грузовых космических кораблей Cygnus по программам NASA по доставке грузов частными компаниями на МКС.
[shesht-info-block number=1]
Уже вскоре Соединенные Штаты хотят заменить Atlas V на носитель Vulcan Centaur, который разрабатывает United Launch Alliance — совместное предприятие, принадлежащее компаниям Boeing и Lockheed Martin. Согласно ранее представленной информации, первый старт ракеты могут осуществить в 2021 году: она должна запустить посадочный лунный модуль Peregrine.
Для первой ступени Vulcan Centaur выбрали новейший метановый двигатель BE-4 от американской компании Blue Origin. Еще одна особенность замены перспективного носителя — потенциальная многоразовость использования компонентов.
Россия в будущем тоже хочет сделать ставку на многоразовые ракеты. Недавно стало известно, что перспективный носитель «Крыло-СВ» сможет использовать для посадки лыжи. А в январе сообщалось, что двигатели перспективной российской ракеты «Амур-СПГ» намерены запускать до 50 раз.
«Амур-СПГ» видят двухступенчатой ракетой среднего класса, использующей метановый двигатель РД-0169. Этот носитель, согласно планам, сможет заменить семейство ракет «Союз-2» после 2026 года. Местом расположения стартового стола выбрали новый космодром Восточный. На низкую опорную орбиту ракета должна выводить более 12 тонн грузов.
По словам исполнительного директора «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александра Блошенко, эскизное проектирование носителя закончат в сентябре.