Согласно исследованию, проведенному учеными из Университета Болоньи, Италия, в древних могилах с урнами праха содержится огромное количество информации о высокопоставленной женщине и ее сообществе Ватья бронзового века.
Люди культуры Ватья, которая процветала в Венгрии в раннем и среднем бронзовом веке (приблизительно 2200-1450 гг. до н.э.), обычно кремировали умерших, что затрудняло анализ человеческих останков с биоархеологической точки зрения.
В этом исследовании авторы использовали новые стратегии забора остеологических проб, чтобы узнать больше о людях, захороненных на кладбище Урнфилд в Сигетсентмиклош-Юргехеги, одном из крупнейших кладбищ урн среднего бронзового века в Центральной Венгрии.
Ученые проанализировали человеческие ткани из 29 могил (три целых захоронения и 26 урн) и применили методы сравнения изотопов стронция, чтобы проверить, были ли люди местными для данного географического района.
В большинстве отобранных могил каждая содержала остатки отдельных индивидуальных и простых погребальных принадлежностей из керамики или бронзы; однако могила №241 представляла особый интерес: в этой могиле находилась урна с кремированными останками взрослой беременной женщины и двух неродившихся детей, захороненных вместе с погребальным инвентарем, в том числе золотым кольцом для волос, бронзовым кольцом для шеи и двумя украшениями из костяных шпилек.
Из 26 кремированных людей семь оказались взрослыми мужчинами, 11 – женщинами и двое – взрослыми, пол которых невозможно определить. Ученые также определили останки детей: двух, вероятно, в возрасте 5-10 лет и четырех в возрасте от 2 до 5 лет – самые молодые присутствовали, не считая неродившихся детей, похороненных вместе со взрослой женщиной в могиле 241, которой было примерно 28 лет (срок беременности 32 недели).
Авторы полагают, что женщина в могиле 241 могла умереть из-за осложнений при родах или при беременности. Ее останки указывают на то, что ей было от 25 до 35 лет на момент смерти, и останки были особенно тщательно собраны после кремации, поскольку ее могила имела костный вес на 50 процентов выше, чем средняя могила, взятая из выборки.
Анализ стронция также показал, что она, вероятно, родилась в другом месте и переехала в Сигетсентмиклош в раннем подростковом возрасте: примерно в 8-13 лет. Еще одна взрослая женщина также оказалась для Сигетсентмиклоша не местной, причем взрослые женщины в целом имели более разнообразный изотопный состав стронция, чем взрослые мужчины, чьи изотопы были сконцентрированы в особенно небольшом диапазоне – даже более узком, чем у детей.
Авторы отмечают, что полученные результаты подкрепляют доказательства того, что женщины, особенно высокого ранга, обычно выходили замуж за пределами проживания своей непосредственной группы в Центральной Европе бронзового века, и подтверждают информативный потенциал анализа изотопов стронция даже для кремированных останков.
Авторы добавляют: «Благодаря широкому спектру новых биоархеологических методов, техник и стратегий отбора проб теперь возможно реконструировать истории жизни кремированных людей бронзового века”.
В данном случае авторы исследуют движения и трагические события из жизни статусной женщины, поселившейся у Дуная 4000 лет назад на территории современной Венгрии.